Синтезаторы, сэмплы и сэмплеры
Беседа о синтезаторах, сэмплерах и сэмплах с Владимиром Сапрыкиным, обозревателем журнала "Музыкальное оборудование"
Дмитрий З.: Вокруг (на музыкальных форумах) только и слышно разговоров (как начинающих так и профессионалов) мол, -
"вот, у этого синтезатора звуки хорошие, а у этого - плохие...".
А разве в наше время, когда можно взять 1 звук, и в качестве сэмпла загрузить его в практически любой(!) аппарат, эти разговоры о звуках еще актуальны ?
Владимир С.: Да, актуальны. И скорее к счастью, а не к сожалению. Ниже поясню свою мысль.
Дмитрий З.: Я тут имею в виду ситуацию такую, что, например, кто-то покупает очень недорогой аппарат, и скачивает в Сети или покупает, скажем, компакт диск с сэмплами... Грузит их "внутрь" машины и начинает ими играть. В таком случае, ведь он играет в точности, например, звуками от Kurzweil не так ли ?
Владимир С.: Курцевскими, да, но не в точности.
Дмитрий З.: То есть человек имеет все лучшее от Kurzweil или KORG (имеется в виду только сам звук, тембр) в своем "лимонадном" синтезаторе. Прав ли я ?
Владимир С.: Если говорить строго, то - нет, Вы не правы. Действительно, получить образец звука инструмента с помощью семплера вполне можно. Но это не будет в точности звук оригинала. Sample, как явствует из названия, есть "образец", то есть один из множества возможных вариантов звучания оригинала. С некоторым допущением можно сказать, что возможности семплера конечны, а синтезатора (оригинала) - бесконечны.
Почему ?
Возьмем фортепиано. Живьем. Нажимаем клавишу - получили звук. Удерживаем ее нажатой и слушаем гармоники. Затем отпускаем клавишу, нажимаем правую педаль и вновь нажимаем ту же клавишу. Здесь уже без разницы, держать ее или отпустить, - все равно молоточки отошли от струн. Послушали и мгновенно сделали вывод. А именно: правая педаль фортепиано - это отнюдь не только педаль сустейна (sustain), как ее трактует любой семплер. Потому что тембр в указанных двух случаях будет разный. В первом случае мы слышим гармоники только одного хора (хор - набор струн для одной клавиши; обычно это две-три струны, кроме басового регистра) с некоторыми биениями из-за разницы в натяжении струн, т.к. в хоре струны настроены не в абсолютный унисон, а с небольшой разницей по высоте, - несколько центов. (цент - сотая часть от полутона. Прим. В.С.) Во втором случае нажатие педали освобождает все хоры. Колебание струн от одной клавиши через деку возбуждает колебания всех остальных хоров, в результате чего звук становится значительно более насыщенным, богатым. И по большому счету - другим.
В семплерах "педальные" и "чистые" звуки обычно снимают отдельно, и складывают в отдельные пресеты (presets). Даже самая хорошая библиотека семплов - конечна по своему содержанию. Скажем, вы используете "чистые" звуки, и при нажатии "сустейна" подвешиваете их во времени (не более того), или вы используете "педальные" звуки в быстрых пассажах (не нажимая педаль), - в обоих случаях тембр фортепиано будет передаваться не точно. Потому, что нажатие педали должно еще и "переключать" тембр.
Чтобы настроить таким образом семплер, нужно взять специальную библиотеку с попарно выровненными образцами звуков ("педальные" и "непедальные") и дорогой семплер, чтобы позволял запрограммировать на момент нажатия педали еще и подмену банка звуков, а не только включение поддержки звука. Как видите, дешёвого семплера не получилось, а подходящих библиотек для указанной выше конфигурации я вообще не встречал. Их скорее всего просто нет, поскольку затраты на запись и подготовку, перенесенные на стоимость конечного продукта (диска) будут сопоставимы для вас с затратами на покупку настоящего фортепиано. А в таком случае ни вам не нужна библиотека, ни производителю не нужно эту библиотеку составлять, - вы ведь наверняка купите оригинальный инструмент.
Теперь взглянем на синтезатор.
Самый очевидный случай - аналоговые и квазианалоговые аппараты. Статичный звук таких аппаратов безобразен, - если послушать легендарный Roland TB-303, то все станет ясно.
Что делает эти аппараты столь интересными ?
Ответ - динамические изменения звука (тембра).
Вы можете, например, назначить на параметр Velocity кучу управляющих воздействий: изменение громкости, частоты среза фильтра и его резонанса, уровень какого-либо эффекта, частоту/амплитуду генератора огибающей, которая в свою очередь может воздействовать еще на десяток параметров синтеза. И даже Kurzweil, который оперирует, казалось бы, готовыми семплами, может все это осуществлять на стадии считывания отдельного семпла. И при долгом удерживании клавиши в нажатом состоянии можно извлекать из синтезатора все новые краски, поскольку тот же LFO, настроенный на инфранизкую частоту, может управлять, скажем, фильтром, или блоком FM-синтеза, или чем угодно (например, вторым LFO, заведенным на управление чем-то еще), - и все это хозяйство будет медленно "выползать" и неповторимо изменять звук.
Далее осталось отметить уже мелочи, - физически (математически) разные фильтры в разных инструментах, разные типы генераторов огибающих и модуляторов, разные виды эффектов, что приводит к неповторимости тембра каждого конкретного инструмента.
А теперь представьте себе, сколько нужно затрат, чтобы все это впихнуть в семплер? Во-первых, никто и никогда не сделает полную библиотеку образцов звука, - фактически это невозможно ("объять необъятное"). И во-вторых, никто никогда не сделает семплер, имеющий все возможные типы фильтров, модуляторов, эффектов и их внутренней маршрутизации, то есть все то, что есть в каждом инструменте по отдельности. А раз так, то полностью сымитировать нечто - невозможно. В частностях - да. Но это быстро надоест. А бесконечно обновлять библиотеки тоже никто не будет, - Вам скорее предложат купить оригинал и не париться.
В результате мы пришли к выводу, что полное имитирование или невозможно, или чрезмерно дорого (возможно, дороже копируемого оригинала). Поэтому любой вариант с семплерами - суть компромисс. Где-то получше, где-то похуже, но всегда получается несравнимо с оригиналом. Только в частностях наблюдается "похожесть". Но не в целом. Соответственно, Ваша фраза "человек имеет все лучшее от Kurzweil или KORG (имеется в виду только сам звук, тембр)" в свете вышесказанного не совсем корректна, поскольку "лучшее" - это как раз способности синтезатора, его "мозги", а не собственно тембр. Который, кстати, следует воспринимать не как статическую, а именно как динамическую характеристику синтезатора. Неменяющийся звук обычно воспринимается как мертвый звук. А семплер использует или мертвый звук, или кусочки живого, но слишком маленькие, чтобы полностью заменить оригинал.
Теперь вы знаете, что такое в сущности "недорогое решение".
Вышесказанное можно воспринимать как некоторое сгущение красок. В общем случае можно достигнуть неплохого результата. Но у профессионалов как раз общих случаев не бывает. Каждый случай - частный, требующий индивидуального похода и тщательной проработки. И чем сложнее потребности, тем меньше их можно удовлетворить библиотеками. Поэтому и используют семплер чаще всего для воспроизведения барабанных и басовых семплов. Это короткие звуки, с примерно однозначными характеристиками затухания. Таких образцов можно насэмплировать очень много и будет очень неплохо. А вот сложно изменяющиеся и продолжительные звуки - уже компромисс. Вы же сами говорите, что фортепиано на вашей Yamah-e ужасно.
Вот и ответ. Это, условно, самый дешевый вариант семлера с одной зашитой библиотекой и недорогим набором управляющих элементов. И пусть даже Вы не выступаете на сцене и т.д., устраивает ли вас такое решение?