В настоящее время все более и более распространяется естественный метод лечения, называемый так в отличие от лекарственного пользующегося большими дозами большей частью ядовитых для организма веществ, которому обычно присваивается еще наименование аллопатического, в противоположность гомеопатии, пользующейся бесконечно малыми дозами лекарственных веществ и примыкающей, по своей безвредности, к естественному методу. Последний отличается двумя характерными особенностями: или некоторые отделы его как гомеопатия, лечение животным магнетизмом не признаются до сих пор научной школьной медициной, или некоторые отделы его открыты и введены в употребление не врачами, как лечение водой, животным магнетизмом, солнечным светом и др. Движение в пользу естественного метода началось не специалистами и поддерживалось, большей частью, не ими, этого было достаточно, чтобы представители школьной медицины - аллопатии стали к нему во враждебные отношения.
Уже в 1784 г. доктор Ганнеман, основатель гомеопатии, а до него доктор Ган писали о достоинстве воды, как лечебного средства, однако честь введения лечения водой принадлежит крестьянам Пристницу и Шроту, которые были современниками: они родились через год один после другого (1799,1798 г.г.) в Австрийской Силезии, лесничему Рауссе и аптекарю Гану. Их собственные болезни, дурно лечимые, или признанные врачами за неизлечимые, побудили их обратить внимание на естественные средства и попробовать их силу, сначала на себе, а потом и на других.
Пристниц сделался знаменитым гидропатом (гидропатия - лечение водой), основателем водолечебницы на Грефенберге в Австрийской Силезии.
Шрот начал лечить, регулируя пищу больного и практикуя строгую, сухую диету, названную его именем.
Оба они открыли удивительные свойства холодных и теплых компрессов и поразительные результаты применения общих и местных обертываний мокрыми простынями.
Рауссе или Франке, ученик Пристница, развил и привел в систему то, что его учитель лишь грубо наметил. Он исправил ошибки в способе Пристница и явился как бы преобразователем водолечебного искусства.
Теодор Ган, воспитанник Рауссе, равно знаменит, как автор сочинений по гигиене, и как врач, лечивший по естественному методу. Он объединил способы, введенные его тремя предшественниками и применял лечение водой и другими естественными факторами вместе co строго регулированной диетой.
За ними следовал Арнольд Рикли, швейцарец, основатель принесшей большую пользу системы лечения чистым воздухом и солнечными ваннами.
Но особенно широкую известность, пользующиеся ей и у нас, приобрел баварский священник Себастьян Кнейп; он создал своеобразную систему лечения заключающуюся в пользовании водой, в форме названного его именем душа, в назначении соответствующей диеты и в употреблении простых, неядовитых медицинских трав.
Им же введено хождение босиком, приобретавшее столь большое значение в деле закаливания организма.
Со времени Рикли, Кнейпа, их современника Куне, тоже выработавшего особый способ естественного лечения, в настоящее время уже появилось множество врачей, приверженцев естественного метода лечения, которые стали указывать, например, что они лечат по "Кнейпу". Распространение этого метода вытесняет мало по малу лечение лекарствами, столь обоюдоострое: людям указывается путь к сохранению здоровья и к восстановлению его, если оно потеряно, вполне естественный, силами организма и помогающей ему природы. В этой последней человек всегда черпал свое здоровье, и естественный метод лечения ее силами также древен, как мир; его понимали даже в древние времена и применяли в широких размерах.
Один из его приверженцев говорит следующее: "Оно применяется с сотворения мира и будет применяться до тех пор, пока звезды не спадут с неба". Известный древнегреческий врач Гиппократ, столь же известный римский врач Гален и другие «бессмертные» лечили водой: ею же пользовались древние римляне; а ежедневные омовения и ванны у евреев уже со времен Моисея составляли существенную часть религиозных обрядов.
Но в естественном методе применяется не одна вода, как лечебное средство. В нем с равным успехом употребляются также: тепло, свет, воздух, пища (диета), движение, покой, магнетизм, электричество и гипнотическое внушение. При чем допускаются для лечения простые лекарства из неядовитых растений или значительно разведенные, какие применяются гомеопатией.
Цель этого метода - это самопомощь в деле сохранения и восстановления здоровья. Его цель - не борьба с симптомами, которыми проявляется болезнь, а помощь природе в ее стремлении вернуть здоровье, избавить организм от того, что ему наносить вред.
Господствующая школа медицины (аллопатия) наблюдает симптомы болезни и заботится преимущественно о борьбе с ними; но подавление симптомов не есть излечение болезни. После кажущегося выздоровления, часто наступает возврат болезни, более опасный, чем первое заболевание. Химические вещества употребляются этой медициной в столь больших дозах, что организму приходится бороться и с болезнью, и с лекарствами, изгонять и болезнь и лекарства.
Столь часто отмечаемые более благоприятные результаты лечения гомеопатией зависят как от того, что благодаря значительному разведению, лекарства не вредят организму, так и, главным образом, от того, что в то время как большие дозы лекарства являются угнетающими, малые дозы его же - возбуждающими, они оживляют силы организма и подкрепляют его клеточные элементы в борьбе с болезнетворным началом.
Позволительно сомневаться, что парализующие, смертоносные, вредные яды могли дать здоровье кому бы то ни было.
Между тем тысячи страдающих, обратившись к естественному методу лечения, нашли в нем здоровье, благополучие, довольство, способность к труду.
Он основан на том учении, что все формы болезней суть не более, как попытки природы освободить тело от того, что ему приносит вред; болезни развиваются только в организме, предрасположенному к заболеванию, то есть в теле, обремененном чуждыми ему болезнетворными веществами.
Где зараза находит наибольшее число жертв ?
Там, где преобладают скученные жилища, грязь и пьянство, дурная, неудовлетворительная пища, испорченный воздух, плохая одежда, неправильный образ жизни.
Удаление болезнетворных веществ из организма производится его выделительными органами: кишками, почками, кожей, легкими и слизистыми оболочками.
Их деятельность поддерживается и возбуждается естественным методом лечения: вода внутри и снаружи (очищение кожи, крови, почек), свежий воздух (улучшение деятельности легких), свет (увеличивает обмен веществ, усиливает дыхание), нормальная пища, достаточный покой и т. п. Ибо только те условия, которые сохраняют здоровье в здоровом организме, в силах привести больной организм в нормальное состояние.
Лечение болезни должно состоять не в действии особенных лекарств, но в удалении причин, вызывающих болезнь. Многие болезни излечиваются единственно с помощью чистоты, света, чистого воздуха и хорошей пиши.
Наиболее выдающейся чертой естественных лечебных средств является их успокоительный, смягчающий характер, что не встречается в других системах.
Нами уже дан целый ряд статей по естественному методу: лечение фруктами, светолечение, лечение запоров диетой, лечение лихорадящих диетой, о магнетизме в виду его важности главнейшим отделам его в дальнейших номерах журнала будут посвящены подробные статьи: о лечении по Кнейпу, о лечении гомеопатией, о лечении гипнозом и т.д.
ВНИМАНИЕ! Все публикуемые материалы не претендуют на полную достоверность и безопасность с точки зрения современной медицины! Используйте их на свой страх и риск.